четверг, 9 апреля 2009 г.

Найдорф М.И. «МЫ ТАК НИКОГДА НЕ ДЕЛАЛИ»
Заметка была опубликована в 1997 году в газете «Одесские деловые новости – «OBN»

То, что произошло менее десяти лет назад с "нашей великой и могучей Родиной" называют теперь не иначе, как "развал СССР". Не очень почетно, но другого названия официального или научного для этого события не существует. Соответственно, и общества, которые остались на месте развалившегося Советского Со юза, следовало бы, наверное, так и назвать "разваленными обществами". Западные социологи нашли для этого случая более оптимистичный термин "быстроменяющиеся общества" ("rapidly changing societies"). В обоих названиях одно общее: старая жизнь кончилась.

Но и новая настоящая, правильная к удивлению нашему и досаде все не складывается, а получается пока какая-то межеумочная: то, что в ней более или менее устойчиво, то, если присмотреться, перелицованное старое, а то, что в ней ново, то на одной ножке стоит – вторую некуда поставить, разве что "в тень". Банки теперь вроде бы настоящие, "коммерческие" (правда, не "частные"), но они почему-то не озабочены привлечением наших, обычных граждан, вкладов. Значит, им есть пока откуда брать деньги. А попробуйте открыть производство хотя бы собачьих намордников (сколько раз приходилось верить хозяевам, что "не тронет"), взяток не надаешься. Однако, стоит только сравнить два названия: "компетентные органы" (из бывших времен) и нынешнее "коммерческие структуры", чтобы почувствовать в их ту манной неопределенности мутные глубины, в которых кому-то хорошо жилось и живется. Так что, несомненно, есть у нас и те, кому интересно попридержать ситуацию.

Большинству, однако, меж этих двух поломанных стульев сидится плохо. Большинство объективно заинтересовано в том, чтобы новые основания жизни сложились и закрепились. Но откуда возьмется воля новое сотворить? В прошлый раз, после катастрофы 1917 года, за дело взялись "железные феликсы" от имени и по поручению растерянного большинства. Теперь приходится самим делать то, что мы никогда не делали: строить не коммунизм и не капитализм, а жизнь. Строить свою собственную, нашу общую жизнь. Каждый день и на каждом шагу.

Одна из сентябрьских тем в газетах и телевидении: "невыгодно выращивать фрукты". Им невыгодно, значит нам, горожанам, придется опять досрочно переходить на привозную издалека дорогую экзотику. Поэтому читаем внимательно, на что жалуется председатель КСП (перелицованный колхоз), у которого в хозяйстве уродило "яблок неограниченное количество". На "проблемы с деньгами для закупки сахара, крышек для консервирования". На то, что "государству не нужна наша продукция". На то, что заграничная продукция, вместо отечественной, "заполнила прилавки и магазинов, и лавок, и киосков".

Кругом прав наш председатель. Хочется даже ему посочувствовать. Хорошо, что он, наконец, увидел реальность. Но рассуждает он о ней как маленький. Он, по-видимому, не знал, что там, где функционируют реальные деньги, всегда есть "проблемы с деньгами"? Это только в Советском Союзе председатели могли "вы бивать фонды", "выписывать", "получать", но не "покупать" оборудование и материалы. Не знает председатель, видимо, и то, что СССР кончился, отчасти, и потому, что не мог больше быть собственником всего, что есть на его территории. Председатель и сам понимает, что не государству, а нам с вами нужны его яблоки и персики. Но то, чего председатель пока не понимает, это то, что за места на магазинных прилавках производители борются дешевизной и качеством продукции. А мы, покупатели, ищем что повыгодней, и потираем руки, если потратим деньги удачно.

Так что, председатель тот нам не враг, а союзник. Пусть он только сообразит закупить сахар зимой, когда цена вдвое дешевле. Пусть сообразит нащупать каналы продажи. Пусть надавит на свою Селянскую партию в Раде, чтобы отстаивала условия честной конкуренции для всех председателей и их КСП. И тогда у нас будет "неограниченное количество" дешевых и красивых яблок весь год, как у них, на Западе.

Но только делать это ему, председателю, безумно тяжело. Может быть, ничуть не легче, чем когда-то строить Магнитку или поднимать целину. Но тех заставляли, обольщали, обещали. Сажали. Были, значит, стимулы. А перед нашим председателем целина дел, которых он никогда не делал, и какая-никакая надежда, что лично себя и лично своих детей он обеспечит по старой методе. Вот она, драма сегодняшних взрослых, действующих поколений (кто бы роман о них написал?). Молодым, кажется, легче. Должно быть легче, поскольку на них не висит груз прошлого. Но вот понадобилась мне недавно полоска линолеума. Зашел в магазин, выбрал расцветку, прошу отрезать 35 см по всей ширине рулона. Отказали. Пошел в другой. Отказали. Спрашиваю, почему. Продавец, молодой гологоловый парень с видом бывалого двоечника, подумал и сказал "Не знаю. Мы так никогда не делали".

Эта фраза неожиданно показалась мне такой многозначитель ной, что я вынес ее в заголовок "размышлений".

Комментариев нет:

Отправить комментарий