четверг, 9 апреля 2009 г.

Найдорф М.И. ПРАЗДНИКИ И БУДНИ
Заметка была опубликована в 1997 году в газете «Одесские деловые новости – «OBN»

В этом году календарь свел пасхальные и первомайские праздники так близко, что из них с отработкой двух промежуточных рабочих дней в другие выходные получилась большая праздничная неделя от 26 апреля по 4 мая включительно. Начавшись с некоторым душевным подъемом, она скоро приобрела неожиданно будничный тон выходных для ремонта чего-нибудь в доме, или автомобиля, или работы на дачном участке.

Вообще-то все понимают, что праздник это не просто дни, когда не надо идти на службу. Праздник это событие, смысл которого проистекает из прошлого и заключается в том, чтобы подтвердить это прошлое в современности, припасть к нему, слиться с ним. Теперь даже странно, что прошлое, стоящее за каждым из праздников этой недели, считалось в советские времена несовместимым с другим. Были как бы два представления о настоящем: одно из них начиналось в Иерусалиме эпохи Рима, другое в "революционном Петрограде". Люди, мыслившие себя в одном из них, вместе с братьями по вере вспоминали в эти дни чудесное воскрешение Христа, завершившее его путь земных страданий, другие "вместе со всем советским народом" ликовали по поводу своей принадлежности к немного мифическому "братству трудящихся всех стран", начало которому положили не то Маркс, не то чикагские рабочие. До очевидного слабенькая историческая подоплека праздника "солидарности" молчаливо компенсировалась древним языческим мотивом весенним единением с природой на "маевках". Ну, и еще "борьбой с религиозными предрассудками".

Отключение Идеологического отдела ЦК КПСС в годы президентства М.Горбачева, как оказалось, не означало победы одной из сторон. Новые независимые государства, наоборот, почувствовали необходимость удержать оба праздника, но так, чтобы устранить их антагонизм. Практически это достигается на наших глазах ценой снижения специфической значимости каждого из них. Комментарий телеканала НТВ к репортажу об апрельском субботнике со держит такую мысль: "что с того, что субботник. который раньше назывался Ленинским коммунистическим, теперь называется пасхальным? Главное, что мы опять вместе наводим порядок и чистоту на своей улице".

Быт, будничность примиряют, ибо отсылают не к убеждениям, вере и упованиям, но тому, что представляется практически необходимым. Такими будничными могут быть и государственные церемониалы. Российский премьер-министр В.Черномырдин отправился 26 апреля в командировку в город Воронеж всего на один день, потому что вечером должен был присутствовать на праздничном богослужении в Успенском соборе Кремля. Никто и не пытался убедить публику, что он делает это по причине своих религиозных убеждений в том прошлом, которому посвящен праздник Пасхи. Всем понятно, что просто работа у премьера такая: нужно быть, точнее, присутствовать. Но точно так же в первомайских официальных мероприятиях и в потоке поздравлений в средствах массовых коммуникаций стыдливо упускали "пролетарскую сущность" праздника, называли его абстрактно праздником "Весны" и вполне конкретно "Труда", в смысле полезной работы дома и на личных огородах. Подлинный энтузиазм оставили и на этот раз коммунистам-диссидентам, которые с помощью митингов не давали себе забыть ритуальный смысл Первомая.

Одной из особенностей тоталитарных режимов является то, что государственная власть в них является гарантом и источником жизненных смыслов. Распад советского тоталитаризма повлек перераспределение ответственности в сторону индивидов не только экономической ответственности в пределах частной компетенции каждого, но и личной моральной ответственности. По моему мнению, первоначальный шок и растерянность проходят, люди все больше видят свою способность удержать накренившийся груз личной судьбы, черпая силы в практической каждодневности. Пока еще все время с оглядкой на прошлое, на привычную мысль, что "государство должно" обеспечить. И если государство официально признает Пасху, то в магазине "должны" продаваться куличи. И кажется кое-кому естественным спросить продавца: "куличи у вас свяченые?". И правда, не ходить же самому святить куличи в церковь в государственный праздник!

Комментариев нет:

Отправить комментарий