Марк Найдорф


По-русски можно сказать «озадачить» или «озадачиться», но нельзя сказать «опроблемить» («опроблемиться»). Языковой субъект явно различает между переходностью задачи и непереходностью проблемы, хотя далеко не всегда можно услышать внятное разъяснение их различия.

Задача обычно выглядит как задание преобразовать ситуацию, начальное и конечное состояние которой и метод преобразования более или менее ясны: например, переместить груз, отыскать причину, исчислить величину и т. д. Тогда как проблемой называют описание ситуации, отличающейся от задачи как раз дефицитом представления о процедуре, из-за чего проблемная ситуация исходно выглядит неразрешимой. Иначе говоря, обе они — и задача, и проблема — возникают вместе с целепредставлением, но проблема отличается необходимостью найти (изобрести) способ достижения цели, после чего неразрешимая (проблемная) ситуация обратится в разрешимую (задачную).

Задание задачи в виде цели в рамках определенной ситуации может быть дано кому-то, самому себе или кем-то другим, кто имеет на это полномочия. Проблема же — в ее вопросительной сути: не может быть делегирована исполнителю, потому что, если вы нанимаете или даже принуждаете кого-то, то вы хотите, чтобы он выполнил определённую процедуру, а в проблемной ситуации процедуры как раз пока ещё нет.

Поэтому, в отличие от задачи, проблема не может быть безличной. Ваша проблема — это проблема, возникшая перед вами, его проблема — та, что встала перед ним, и она — не ваша проблема. Скажем, для кого-то обретение партнера для брака, при отсутствии внятных процедур сватовства, создает проблемную ситуацию, а для кого-то, кто и без сватовства обошелся, проблемы тут нет. Кстати, нередко то, что именуют «проблемой», является лишь добрым пожеланием, хотя, строго говоря, так следовало бы обозначать только ситуацию экзистенциального тупика.

Индивидуальная природа проблемности вполне соответствует индивидуальной «авторской» природе деятельности, как ее понимали в Новое время: здание возводит бригада строителей, но только перед архитектором стоит проблема, как быть, если длина балки перекрытия меньше необходимого расстояния между стенами. По классической схеме войну ведет командующий, военачальник (король, император), а не солдаты под огнем противника. В наше время, когда говорят об ответственности, скажем, гендиректора компании, имеют в виду, что проблемы в деятельности компании — это его проблемы, хотя пострадавшими могут оказаться все ее сотрудники. Проблемными, таким образом, оказываются ситуации, возникающие в процессе деятельности — у того, кто выступает субъектом этой деятельности.

Но в современных массовых обществах, где социально значимая деятельность часто распределена между неопределенно большим количеством акторов, медиа помещают в центр внимания «общественные (социальные) проблемы», имеющие совсем другую природу. Так называют теперь темы больших информационных кампаний, имеющих целью склонить множество неизвестных друг другу людей самостоятельно и добровольно действовать сходным образом: проголосовать, подписать петицию, послать чек, что-то купить или посетить мероприятие и т. д., чтобы устранить «проблему». Например, чтобы остановить «потепление климата», сократить (кто еще помнит) «озоновую дыру над Антарктидой», запретить «генно-модифицированные продукты» или предотвратить «загрязнение окружающей среды». В медиа звучат и другие социальные проблемы: «борьба с социальными сетями», «иссякающие природные ресурсы», «опасности Искусственного интеллекта», «Big Data и система глобальной цифровой слежки», грядущий крах пенсионной системы в связи с ростом относительного числа пенсионеров («проблема старения населения») и, одновременно, «проблема лишних людей», для которых скоро не найдется никакой работы,  и т.д. Всё это вместе заставляет думать, что к идее проблемы необходимо относиться с необходимой строгостью как к понятию, «которое всегда подлежит проверке относительно уместности его применения в каждом конкретном случае» (С. Хилгартнер, Ч. Л. Боск. Рост и упадок социальных проблем).

Как видим, общим и решающим в выдвижении задач и проблем является целепредставление, усмотрение того, что должно быть на месте того, что есть. В простейшем и самом типичном случае целепредставление воспроизводит уже известное. Рутина легко делает вчерашнее будущим. Заготовка дров на предстоящую зиму веками составляла задачу, подтвержденную опытом прошедших поколений. Но именно задачу. А появление проблемных ситуаций происходит вместе с нарушением повторности, когда проблемная цель рисует то, чего раньше не было.

Систематическое преодоление повторности стало одним из признаков «проектной культуры» Нового времени. Большинство достижений этой эпохи — результат творческого разрешения научных, художественных и предпринимательских и других авторских проблем. Авторское творчество продолжает продуцировать новации и в нынешнюю эпоху, но теперь массовым интересом владеют драматически (по катастрофической модели) представленные «социальные проблемы». Кроме того, похоже, что новейшие «социальные проблемы» играют еще одну важную роль. Они всё более ориентированы футуристически, включают заботу о будущем в горизонт современности.

В итоге разросшееся по смыслу понятие «проблема» остается сильнейшим знаком творческой свободы человека, который сам задает себе цели, согласно своим представлениям о лучшей жизни, и принимает этот свой вызов найти способ сделать то, чего никто и никогда раньше не делал.