четверг, 9 апреля 2009 г.

Найдорф М.И. СУД ДА ВЕРА
Заметка была опубликована в 1997 году в газете «Одесские деловые новости – «OBN»

Почти две недели жители Одессы были в напряжении: на свободе оставались люди, которые уже показали, что не остановятся ни перед чем в открытом использовании настоящего боевого оружия. Наконец, сообщено, что "бандиты обезврежены". Однако, для всех прямых и косвенных жертв этого нападения, для тех, кто его пережил и кто потерял в нем своих родных и близких, последствия его еще долго будут отдаваться горечью и страданием. Выразить наше сочувствие к ним еще раз представляется здесь вполне уместным.

Следствие и суд завершат это дело. Однако, чего мы ждем теперь от суда? Вижу две точки зрения. Одна исходит из того, что главное позади, что суду предстоит лишь оформить то, что и так ясно. "Оформить в расход", бытовал в свое время такой жутковатый, по-моему, "бухгалтерский" намек на расстрельный приговор. С другой точки зрения суд не пустой придаток, но важная часть общественного благополучия. Суд должен сделать то, чего не может никто другой: доказать и вину, и справедливость наказания, причем доказать не только участникам процесса, но обществу, всем нам. Мы должны быть уверены в том, что благодаря суду справедливость обязательно восторжествует.

Наверное, дать необходимые доказательства в этом деле не составит особых трудностей. Например, что обезвреженные бандиты те самые, что разбой осуществили четверо, а не двое или трое, как сообщалось ранее. Разумеется, будет доказано, что именно совершил каждый из них, и наказание будет точно соответствовать мере содеянного. В этой уверенности, что суд справедлив одна из основ общественного благополучия.

Подчеркну еще раз, если юридически суд доказывает меру вины или невиновность конкретных лиц, то нравственно суд доказывает мощь или демонстрирует бессилие справедливости в обществе в целом. Если юридически судебная система до поры может нас совершенно не касаться, то моральная сила суда постоянно сказывается на всех нас и каждом в отдельности. Никто из нас не может избежать конфликтных ситуаций и каждый желал бы их справедливо го разрешения.

На днях одна из одесских газет деликатно напомнила дирекции местного почтамта, что общество страдает от плохой работы этой организации. Замдиректора господин Т.Ю.Мищук составил невнятный ответ на 70 строк, содержание которого сводится к несложному: "сами и виноваты". Легко представить себе, сколько сокрушительных и неопровержимых фактов собрали бы горожане в подтверждение своих обид на почту. Но г. Мищук этого не боится, потому что не боится судебного иска.

Городские власти выпустили муниципальный заем. Вещь нужная и практикуемая в мире. Только после "элайсов" доверия у наших граждан ко всякого рода вложениям поубавилось. Не все уверены, что через год, с мая 1998 года, они смогут спокойно зайти в любое отделение Сбербанка, чтобы без труда получить обещанные полторы цены купленной сегодня облигации. Зря, наверное. Но вот как звучат аргументы нашей муниципии, объясняющие, почему ей можно доверить свои деньги (цитирую газету "Слово" за 16 мая): "Все вложенные деньги и обещанные проценты должны быть возвращены в срок", "Блефовать с населением [...] это значит обречь себя больше, чем на политическую смерть", "Городская власть [...] ответственно подойдет и к расчетам по облигациям". Есть еще и такой аргумент облигация имеет 20 степеней защиты. Конечно, кто-то захочет купить себе ценную бумагу, "по всем параметрам превышающую качество изготовления американского доллара", хотя в этой защищенности больше заинтересован эмитент, чтобы ему не подсунули к оплате фальшивки, а не гражданин, покупающий облигации в банке. Но одного аргумента, который был бы для меня решающим, я не нашел. Нигде не сказано, что если вас обманут, то суд защитит вас. Между тем, гарантия судебной справедливости в этом случае была бы в интересах обеих сторон, вступающих в деловые отношения.

"Проблема доверия, говорит председатель нацбанка Украины Виктор Ющенко, сейчас основная в нашей финансовой системе". Опытный и умный финансист понимает, что движение денег выражает волю их обладателей. Если граждане Украины больше доверяют американской резервной системе, чем национальной, на сумму, превышающую кредит Международного валютного фонда, то это и значит, что вера становится вполне экономической категорией. Впервые, мне кажется, власти всех уровней начинают испытывать на себе этот кризис доверия. Безнравственная Советская власть, стоявшая на лжи и силе, так и не заметила, что доверие к ней исчезло, и ее просто никто не захотел поддержать. Наша власть, похоже, начинает осознавать, что не имеет такой силы, что она нуждается в деньгах и поддержке населения, которое, в свою очередь, нуждается в надежной, внушающей доверие власти. С этого момента, возможно, наше общество наконец приступит к реальному возвышению Закона и Суда как гарантов общественного доверия и надежности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий