Марк Найдорф


Один из распространённых в наше время предрассудков состоит в том, что «у каждого свой взгляд на мир», или, сказать иначе, «у каждого своя картина мира». «Предрассудок» здесь правильное слово, оно обозначает нечто, присутствующее в уме до начала рассуждения. Но в традиционном сочетании «предрассудки и заблуждения» это слово приобрело отрицательный смысл. И это верно, если речь идет о научном знании, где мнение, сформулированное прежде опыта, весит мало, и опираться на него рискованно.

Но в обычной жизни можно найти много примеров разнообразных и весьма полезных предрассудков, мотивирующих, например, к здоровому образу жизни, экологическому поведению или социальной справедливости. Чтобы избежать негативного смысла слова «предрассудок» для такого самоочевидного знания, употребляют иногда другие слова: убеждения, базовые представления, «пресуппозиции» и т. п.

«У каждого своя картина мира» — пример базового представления, предрассудка, не всегда осознаваемого явно. Такие имеют значение, скорее, не сами по себе, а в суждениях, которые на них опираются. Скажем, из данного предрассудка может следовать чувство фатальной невозможности понять другого человека. Базовое представление, таким образом, может многое объяснить в области душевных движений и действий.

Во времена Пушкина в высших общественных кругах практиковали вызов на дуэль, причем, иногда по поводам, которые нам теперь кажутся малообоснованными. Да и сама дуэль как способ преодоления проблем в отношениях между людьми, представляется сейчас мерой диковатой: ну что же убивать из-за обиды!

«Дуэль, — пишет Юрий Лотман, — представляет собой определенную
процедуру по восстановлению чести и не может быть понята
вне самой специфики понятия «честь» в общей системе
этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества».

Это значит, что в основе дуэли лежит пресуппозиция (базовое представление, предрассудок) о «чести», которая в современном обществе отсутствует.

«Естественно, — подтверждает Лотман, — что с позиции,
в принципе отвергавшей это понятие,
дуэль теряла смысл, превращаясь
в ритуализированное убийство». [1]

Этот пример хорошо иллюстрирует мысль, что из-за разных базовых представлений люди в разных обществах по-разному действуют даже в сходных ситуациях. Но и сами общества можно различать как раз по тому, какие базовые представления (пресуппозиции, предрассудки) господствуют и мотивируют людей в их выборе того, как следует поступать.

Известно, например, что объявление публичной казни способно было привлечь внимание массы простых обывателей. Причем, не только в далеком уже прошлом. Еще в 1939 году в Версале на центральной площади посредством гильотины казнили серийного убийцу. Эта казнь, которая была, кстати, последней публичной казнью в Франции, происходила в присутствии большой толпы, собравшейся как будто на представление.

То, что в разные времена народ валил смотреть на казни, общеизвестно. Но то, что сменилось, — это поведение властей, считавших когда-то полезным для профилактики преступлений «примерное наказание» приговоренных, а сейчас в большинстве стран, отказавшихся от смертной казни вообще. Можно по-разному объяснять эту перемену, но любое логическое построение в конце концов упрется в новое базовое представление о сущности человеческого, неявно полагающие иную грань допустимого и недопустимого в современном обществе.

На фоне этих и других примеров поведения, восходящих к базовым представлениям, приходится задуматься и о том, как может существовать «у каждого своя картина мира», то есть представление, которое никак не может сложиться на основе только личного опыта. Хотя все люди разные, и в этом нет сомнения, различия и общность черт у людей одного общества, одного времени, одной цивилизации и т. д., по-видимому, сложно сплетены и не поддаются однозначному определению. Добавим, что нынешний небывало коммуникативный век как раз изобилует контактами индивидов и групп, между которыми существуют порой конфликтогенные различия базовых представлений.

Всё это создаёт особое проблемное поле, именуемое «культурой» и соответствующую область исследований — культурологию, которая посвящена осознанию всей этой сложной системы сменяющихся и взаимодействующих «предрассудков», мотивирующих людей так или иначе представлять мир и себя в нем и действовать соответственно.


Примечания:

  1. Лотман, Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). Искусство – СПБ, 1994. Глава «Дуэль».