понедельник, 21 сентября 2020 г.

М. Найдорф. Перешагнуть абсурд

 Марк Найдорф

Для понимания природы кризиса лучше видеть обе его стороны: устремленность к заманчивой цели, внезапно обнаружившей свою абсурдность, и новую реальность, где этому абсурду уже нет места.

Когда Николай Бердяев выступил с «Кризисом искусства» в 1918 году, он своими глазами видел слом классической традиции в искусстве. А век спустя процесс замещения форм, средств и целей в области, всё ещё именуемой «художественным творчеством», зашел так далеко, что кризис искусства можно считать преодоленным и, может быть, вздохнуть, наконец, с облегчением.

В аристократические времена классическое искусство располагалось в сравнительно узком круге «образованного сословия». Вслед за распространением образования во второй половине XIX века искусство устремилось к широкой публичности (выставочные салоны, концертные залы, журнальная литература и т. п.). А с наступлением всеобщей грамотности, искусство «в эпоху его технической воспроизводимости» (Беньямин) было вовлечено в индустрию массового копирования — от кратких изложений литературной классики, открыток с репродукциями живописи, граммофонных пластинок с записями классической музыки — до нынешних видеоверсий оперных постановок и целых музейных коллекций, в оцифрованном виде выложенных в Сети. Демократизация искусства непрерывно возрастала и всеми приветствовалось.  

Обстоятельства, однако, таковы, что для большинства массовой публики оригиналы недостижимы, и в представлениях многих копии занимают места оригиналов. И эта подмена существенна. В искусстве, где «чуть-чуть» определяет художественный эффект, копирование неизбежно нейтрализует силу авторского замысла, хотя во многих случаях виртуальная версия может радовать своей собственной красотой.

Постепенно произошла смена институциональных смыслов, составившая суть кризиса искусства: успешная демократизация создала новую художественную среду, в которой авторская воля больше не господствует и весит теперь много меньше зрительского восприятия. Этот абсурд описан у Р. Барта как «Смерть Автора» (1967). Он пишет, что «ныне текст создается и читается таким образом, что автор на всех его уровнях устраняется»; текст собирает себе сам читатель.

Знающие люди говорят, что это прекрасно, когда вместо авторского диктата появляется бесконечное разнообразие впечатлений. Но, — при любой оценке того, что произошло, — уже очевидно, что случился самопроизвольный, ненасильственный слом «автороцентристской» художественной системы — кризис классического искусства. 

Теперь об абсурде свободы. Если не следовать за теоретиками, для которых свобода в греческом полисе и в современном мегаполисе «по сути» одно и тоже, а рассматривать её, как и всё человеческое, в модусе деятельного проявления, то мы увидим целый ряд «свобод», актуальных в разное время: религиозная свобода, политические свободы, экономическая свобода, свобода слова, печати, собраний и т.д. Каждая из них в своё время достигла абсурда. Религиозная свобода пришла к тому, что вероисповедание — сугубо частное дело. И это уже не кажется странным. Свобода слова достигла грани, за которой встает сплошная перлюстрация сетевой переписки (разумеется, «соответственно правилам нашего сообщества»).

Стоит вспомнить уже забытую начисто индивидуальную свободу творчества («задумал-и-сделал») в современном мире, где всё важное создается коллективами. В понимании XIX века Карл Бехштейн, создатель знаменитой фабрики роялей, точно такой же её автор, как Бетховен — создатель «Лунной сонаты». Боинг — имя самолетостроителя. Теперь «Boing» — бренд, скрывающий имена конструкторов. Даже писатель вынужден сегодня подчиняться требованиям издателя, который «видит» рынок и знает, как вписаться в «формат».

Сейчас вообще трудно найти массовое движение под штандартом хоть какой-нибудь «свободы». Общество, устремленное к безопасности и комфорту, предпочитает узнаваемость и простоту. Перешагнув через абсурд свободы, массы двинулись к безличному, технологически обеспеченному порядку.

Источник: https://www.koine.community/marknaidorf/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%88%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%8C-%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%83%D1%80%D0%B4/?fbclid=IwAR0Kf1navZ_v9urRhMHNUYzfsyN5RW33Vcglc5_-3zoEwMD7M9pfIm8UpBA

Комментариев нет:

Отправить комментарий