вторник, 9 июня 2020 г.

Марк Найдорф Два значения «времени»

 Повседневные представления о времени сегодня мало чем отличаются от представлений древних. То, что время членимо на мгновения, а также на прошлое, настоящее и будущее, что по-настоящему «есть» только настоящее, а прошлое и будущее дано нам мысленно, что «вечное» - это не земное и т.д. – все это повседневность подсказывала людям и тысячелетия тому назад. От них нас отличает то, что мы оперируем также и временем, которое не дано нам в пространстве повседневного опыта: в космосе, в истории, в субатомном мире, в художественных мирах и т.п.
Оперировать временем значит отвечать на вопросы, «когда и как долго длится то или иное событие». Это значит, не только созерцать время, но и считать его.
Обычно, когда мы что-то считаем, то уверены, что считаемое «есть» – у нас или где-то еще. О времени тоже говорят, как о чем-то, чем можно располагать («у нас мало (много) времени») или пользоваться («время нашей встречи пробежало (затянулось)» и т. д. При этом, все знают, что «время» – это не то, на что можно указать пальцем, дескать «вот оно». Именно об этом знаменитое рассуждение Аврелия Августина: «Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю».
Сегодня понятно, в чем состояло его затруднение.
Время – это концепт, факт коллективного представления («существующий исключительно в силу того, что люди согласны действовать так, будто он существует»). Концепты всегда единичны: успех, счастье, демократия, справедливость и т.д. А то, что мы считаем, полагая, что считаем время, - это события, следующие одно за другим в определенном порядке. Например, время своей жизни мы обычно определяем по числу оборотов Земли вокруг Солнца. Нужно только научиться отличать один оборот от другого. Мы различаем их посредством нумерации дней рождения.
Так получается, что слово «время» употребляется в двух значениях. Это, во-первых, представление об изменчивости жизни вообще («Всё течёт и ничто не остаётся на месте»), а, во-вторых, указание на вполне определенный (в каждом случае) порядок чередования значимых событий. Например, дней рождения. Если чередование частое – то и время «бежит» быстро, а если нет, так – нет. Ритм чередования может быть равномерным, но не обязательно. Единичное событие времени не образует, необходим ряд событий.
События, образующие время, бывают разной природы; часть из них естественные (например, этапы человеческой жизни или фазы созревания растений), другие – искусственные. Например, часы образуют время чередованием искусственных однородных событий (секунды, минуты, часы), которые, подобно годичным циклам, различаются присвоенным именем (нумерацией).
Общественная жизнь тоже создает различные последовательности событий, которые состоят в отношении подобия и образуют тот или иной порядок чередования – «социальное время», позволяющее отвечать на вопросы, «когда» и «как долго» что-то произошло в сфере общественной жизни. Интересно, что в Средние века «летом часы дня были длиннее часов ночи, а зимою наоборот» (А.Я. Гуревич). В Новое время времяобразующими событиями были, например, эпохи царствования («Николаевская эпоха», «Викторианская эпоха»). В ХХ веке - две мировые войны («межвоенный/послевоенный период»)
События человеческой природы с самым медленным (редким) ритмом – это сменяющиеся культурно-исторические эпохи. Они столь масштабны, что не улавливаются «невооруженным глазом». Вот уже сотню лет идет прощание с цивилизацией Нового времени. Но далеко не все осознают это даже сейчас.

Опубликовано:
https://l.facebook.com/l.php?u=https%3A%2F%2Fwww.koine.community%2Fmarknaidorf%2F%D0%B4%D0%B2%D0%B0-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%2F%3Ffbclid%3DIwAR1tBU8KpAKsvKjWnpueMuPmUyky6n1ShrD3ccEEfu-8Cflm3MB7_yqkghI&h=AT3Dj_gtWPwjQn2ZDNF8apyVj-28Y96_xjRl1fCjHdtB1wjPbQrOp5G_Od5sq8ubtMbcd7WFXrUM8eXPbh2URBPis0X4BEVKpol2OW5D0fW7fR4eyvlJ2RI06zWF-8xqJfZ_Uw

Комментариев нет:

Отправить комментарий