пятница, 16 сентября 2016 г.

Найдорф, Марк Исаакович, к. филос. н., Одесса.

1. Ценность – одно из широко употребимых названий, прилагаемых к разным явлениям. В моральном смысле часто ссылаются на «высшие ценности», например, добро, милосердие, всеобщее счастье и тому подобные представления, которые людям следует предпочитать каким-то другим, «не высшим», наверное. Слово «ценность» употребляют также в материальном, «обменном» смысле – как указание на вещь, которая стоит много денег и её следует поэтому беречь от преждевременного износа или потери (ценный прибор, ценное, дорогостоящее украшение). Ценными называют ещё редкие вещи (редкая ценная марка), памятные вещи (ценная старая фотография) или вещи особо важные («ценные доказательства») или вещи полезные (ценные инструменты и т.д.).  Кроме того, различают ценности мнимые и подлинные. Первые могут обесцениваться, а вторые – нет. Считается, например, что картины великих мастеров – это подлинные ценности. Ещё говорят, что демократия – ценность, и патриотизм и национальная принадлежность – тоже ценности и т.д.
2. На фоне этого разнообразия, возникает вопрос, являются ли все эти явления, называемые одним именем, по какому-то признаку разными носителями одного свойства? Или, если нет, то, что в мире следует выделять под именем «ценность»?  
3. Как известно, ценность – это свойство, которое зависит не только от самого предмета, который считается ценностью.
На наших глазах ценности памятника, или книги, или навыка и т.д. случалось исчезнуть безвозвратно, при том что предмет-носитель её никак не менялся.  Следовательно, можно сказать, что ценность относится к разряду значений, которыми те или иные явления наделяются, когда это необходимо людям, и лишаются, если ситуация изменилась.
То есть, ценность – это значение. А со значением нельзя оперировать как с вещью: его нельзя, например, присвоить (купить, украсть) или совершить с ним другие произвольные действия.
4. Ценность – это значение, обладающее исключительной значимостью. Среди художественно значимых картин лишь некоторые имеют свойство обладать особой, «музейной» художественной ценностью. Всё, что может быть куплено, имеет цену, но
некоторые вещи исключительны по своему значению настолько, что не имеют цены и не могут быть проданы, они – такая ценность, что в денежном смысле бесценны.
Кроме того, многие ценности – вообще не вещи, а принципы или идеи, следовать которым считается важнее и почётнее, чем следовать требованиям других идей и принципов.
Таким образом, ценность – слово, указывающее на случаи суперзначения, которые превышают своей фундаментальностью, мощью или влиятельностью все другие значения, в мире которых мы живём.
Вопрос, следовательно, в том, чтобы указать на такое свойство некоторых значений, которые делает их в пространстве культуры особо значимыми среди других, т.е. ценностями.
5. Культура представляет собой свойственную данной общности «совокупность мотивирующих представлений о мире и месте человека в этом мире».[1] Эта совокупность дана индивидам и группам как специфическая для них «картина мира» (культурное пространство) со свойственной ей «процессуальностью» (время культуры).
Элементы картины мира далеко не равны по своей относительной значимости: она полагается («назначается) им в зависимости от положения элемента в структуре культурного пространства-времени. Некоторые из этих элементов культурного пространства считаются особо значимыми (в разных смыслах основополагающими), их обозначают как «ценности».
6. «Философские и социологические теории часто трактуют то, что называют «ценностями» и «ценностными представленьями», как нечто не подлежащее дельнейшему объяснению, нечто «предельное» и «абсолютное», - читаем в работе Норберта Элиаса «Придворное общество», - так же точно дети не спрашивают, откуда берёт Дед Мороз свои подарки или откуда аист берет детей».[2] На примере общества, которое он анализирует, Элиас показывает, что ценностные значения в пространстве абсолютистской культуры образуются полем королевской власти и символизируются процедурами, не имеющими никакого практического смысла. Разбирая сложнопроцедурный ритуал «утреннего туалета» Людовика XIV, его вставания с постели, автор заключает: «Великое, серьёзное и весомое значение этим актам придавала лишь та значимость, которую они сообщали их участникам в рамках придворного общества, та относительная близость к власти, тот ранг и то достоинство, которое они выражали».[3]
Таким образом, ценность – это значение, предназначенное маркировать особо важные структурообразующие значения в культуре. Здесь, «Короля-солнца», например.
6. Мы называем ценностями также и знаки, способные удерживать эти суперзначения.
Музей – один из знаков этого рода. На примере Лувра можно увидеть, как художественная коллекция становится культурной ценностью в эпоху Нового времени, потому что структура экспозиции отсылает к принципам Просвещения: разумности, универсализму «природы человека», прогрессу просвещения и воспитания и т.п. Сам культуропорядок – это ценность, символизированная соответствующей упорядоченностью экспозиции.
7. Ценности – значения, играющие фундаментальную роль в организации картины мира. Именно поэтому ценности обладают объединительным, коллективирующим потенциалом. Общество – связность людей, исповедующих одни и те же фундаментальные значения (ценности) общей для них картины мира.





[1] Найдорф М.И. К проблеме культурологической терминологии: о механизмах культурной мотивации// Вопросы культурологии, № 10. - М., 2008. - С.4-7.
[2] Элиас, Норберт. Придворное общество. - М., 2002, с. 96.
[3] Там же, с. 108. 

Публикация: https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxtYXJrbmF5ZG9yZnRleHRzfGd4OjVhZWU2ODE1ZjhjNTIxNzQ - с. 45-46.

Статья полностью здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий