М. Найдорф. Реанимация призраков
Слово «революция» в
приложении к киевским событиям зимы 2013-2014 гг. то и дело грозит направить
мысль в ложном направлении. Я бы предпочёл говорить о Киевском восстании,
которое завершилось бегством человека, который не справился с задачами
государственного управления на посту президента и привёл страну на край гибели.
Это восстание не стремилось к изменению государственного устройства, переделу
собственности, смене идеологии, т.е. к всему тому, что оправдывало бы употребление
термина «революция». Образ «революции достоинства» как раз и метафоризирует
буквальный смысл этого слова – так же, как и в других случаях, когда постоянные
эпитеты уточняли смысл этого термина в приложении к протестным движениям: «бархатная
революция», «революция тюльпанов», «революция роз» и т.п.
Время настоящих революций
прошло вместе с рубежом больших культурных эпох, когда на смену Новому времени
шла современная массовая культура. Между Французской революцией 1789-99 гг. и
Русской революцией 1917 года, между наполеоновскими войнами и Первой мировой
состоялось много переворотов, имевших целью переустройство обществ и создание
национальных государств нового типа. Но Киевское восстание было рождено другими
импульсами и мотивами. В общем виде оно очевидно выражало стремление завершить
разрыв с советским прошлым, покончить с печальной исключительностью быть постсоветским
обществом и государством в пользу того, что теперь часто определяют эпитетом
«нормальный» – «нормально устроенного государства», «нормально живущего
общества» – в духе обобщённо-европейского правового (отсюда ещё одно название
этого события – «Евромайдан»).
Киевское восстание
завершилось успехом, но последствия его разошлись волнами по свей стране,
воспроизводя его проблематику и основной конфликт («постсоветское» vs. «нормальное») в разных регионах – с учётом их
специфики – от крайнего Востока страны до её крайнего Запада.
Основным условием этого
конфликта является то обстоятельство, что формально в Украине есть все признаки
«нормальной» капиталистической экономики и современной государственной машины.
Например, в Украине работает фондовая биржа, где торгуют ценными бумагами, но
большинство граждан Украины не очень хорошо осведомлены об этом чисто капиталистическом
институте. И они правы, если учитывать ничтожное влияние фондового рынка на
экономику Украины. Формально существующие в нашей стране институты-признаки –
это самая настоящая виртуальная реальность, это – то, что легко увидеть, но
невозможно обнаружить, они – типично постсоветские призраки капитализма в нашей
стране.
Мой родственник, давно
живущий в США, иногда недоумевает: «Зачем вам весь этот раздрай? Подождали бы выборов
и выбрали себе хороших людей». Ему трудно помнить, что наши выборы – это призрак
демократии. Как, кстати, и наше законодательство, которое может быть преодолено
платежеспособным частным интересом.
Пока что
общепраспространённым у нас является советское понимание капитализма как такого
мира, где всё, что человеку может понадобиться, он должен купить у
производителя услуги – от места в детском саду до приговора суда или
депутатского мандата. За четверть века соответствующая практика была прекрасно
налажена и адаптирована для всех узлов государственной машины. Основной парадокс
этой практики состоит в том, что каждая сделка, позитивная для её участников,
ослабляет моральные, правовые и экономические устои общества. Деньги
действительно универсальный инструмент, но, если общество не сопротивляется
этой универсальности, то оно превращает всего себя в кажимость, где суды, мосты
или дипломы о высшем образовании – призраки, среди которых невозможно жить.
Поэтому можно сказать, что
основной задачей Киевского восстания и его политического наследия в настоящее
время является возрождение государственного аппарата к исполнению определённых
для него функций (удерживать три взаимно независимые ветви власти, справедливые
рыночные отношения в производстве и финансах, состязательность в торговле и
т.д.). Наряду с этим, оживлению (буквально - реанимации) подлежат и призраки общественной
жизни, существующие в привычных ещё с советских времён формах виртуальных профсоюзов,
призрачных политических партий, спортивных обществ, касс взаимопомощи и т. п.
фикций. Надо признать, что задача оживления всех этих призраков, задача принуждения
их к тому, чтобы делать то, ради чего они были институированы (от районных
администраций до армии, от политических партий до Конституционного суда)
является совершенно беспрецедентной, хотя и неустранимой, т.к. альтернативой ей
может быть окончательное международное согласие признать всю Украину в целом
государством-призраком (failed
state) с последующим скармливанием его великому соседу.
Думаю, что призрачное слабое
государство, настолько слабое, что в нем каждый чиновник, подобно парикмахеру,
продаёт свои административные услуги по рыночной или по монопольной цене – есть
произведение совершенно сознательное. Такое государство то и дело появляется
перед обществом с беспомощно «разведёнными руками»: что мы можем поделать? Но слабое
государство служит своим чиновникам «крышей», а все вместе они обслуживают
интересы олигархического круга, создавая для его членов «режим наибольшего
благоприятствования» (в пределе – это оккупационный режим, черты которого
прояснились к 2014 году и спровоцировали восстание). Слабое государство бедно как церковная мышь,
тогда как вне его в народном хозяйстве Украины циркулируют деньги, вполне
сопоставимые с государственным бюджетом. Но циркулируют по другим траекториям
(сейчас стало модно говорить о «финансовых потоках») и так, что каждый оборот
умножает частную собственность госчиновников. В этом и заключается основной смысл
«слабого государства».
Но такое как бы «слабое
государство» не обеспечивает условия для соревновательной экономики. И она
сжимается. В ней нет точек для инвестирования – и зарубежных, и отечественных.
Недавно публике продемонстрировали арест прокурора, хранившего в кабинете
полмиллиона долларов и мешочек бриллиантов. Пока могу – беру! Но, превращение
капитала в сокровище – это признак того, что экономика останавливается. Что
делать с деньгами в сжатой экономике не знал не только тот преступный чиновник,
но и многие граждане, которые при сильном и ответственном государстве уже придумали
бы, как распорядиться имеющимся у них вполне законным ресурсом. Помните
аббревиатуру НЭП? В сущности, за новую экономическую политику люди стояли и
выстояли на Майдане бегство «гаранта». Ну?
Почему не начинаем?
Среди призраков отечественной
науки нелегко различить тень социологии. Мы не знаем, какая часть населения
страны не хочет расставаться с налаженным чиновным бизнесом. Их много, считая
семьи, очень много. Не забудем, также, что в сотнях маленьких депрессивных городов
продажа чиновных услуг населению – едва ли не единственный стабильный вид
доходов – не ради сокровищ, а для повседневной жизни служащих и их семей. В
случае увольнения, куда они пойдут работать в сжатой экономике? И кого они, в
свете этих обстоятельств, поддержат на местных выборах осенью?
С другой стороны, сколько
людей реально хотят перемен, то есть готовы ради них на риск и жертвы? Каков
совокупный ресурс влияния у этой общественной группы? Насколько сильна их воля
к применению этого ресурса – своего денежного и социального капитала? Насколько
ясно они понимают себя, свои мотивы и цели? Какие политические силы, какая
пресса «честно и храбро» станут их выразителями?
А журналисты? А
преподавательский корпус? Наивно же думать, что, если преподаватель не говорит
о политике в аудитории, его взгляды останутся тайной для его учеников и
студентов! Мы так мало знаем о себе как обществе.
«Все счастливые семьи похожи
друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему» (Толстой. Анна
Каренина). В совокупности всех обстоятельств нынешний украинский кризис
беспрецедентен, прежде всего, в своём человеческом измерении. Речь идёт не
только о столкновении интересов, о разнонаправленности воль, но и о ясности
понимания того, кто должен, может и хочет сделать так (в конкретных условиях Украины,
а не далёкого и легендарного Сингапура), чтобы граждане бросились основывать
новые бизнесы или вкладываться в существующие, и чтобы эти бизнесы приносили им
прибыль, делая страну богаче, а её граждан счастливее.
Нажать плечом – тут только
полдела. Причём, именно вторая половина дела. Нам страшно недостаёт понимания.
Опубликовано: http://www.ji-magazine.lviv.ua/2015/Najdorf_Reanimaciya_prizrakov.htm
Опубликовано: http://www.ji-magazine.lviv.ua/2015/Najdorf_Reanimaciya_prizrakov.htm
Комментариев нет:
Отправить комментарий