ПЛАКАТ НА ГРАНИ ИСКУССТВА И
ПОЛИТИКИ
Найдорф Марк Исаакович,канд. филос. н., доцент, Одесса, ОНПУ
1.
Употребляя
слово «искусство», мы не всегда имеем в виду одно и то же его значение. В
каких-то случаях это слово указывает на высокое ремесло, сложный навык,
ловкость рук, например, искусство плетения корзин. Иное дело, «искусство» как
особый вид знаковой деятельности. Впрочем, границы искусства в этом втором его
значении тоже размыты. Искусство политического плаката может служить тому примером.
2.
Многое
роднит политический плакат с классическим искусством. Например, для создания
визуальной информации требуется специфическая техника, которая во многом
происходит из практики классического искусства. Но есть и весьма важные
различия. Перечислим некоторые.
2.1. В отличие от искусства классической модели, (Найдорф, 2013)
плакат не нацелен на познание мира (хоть бы и специфическими, образными
средствами): плакат прежде всего информирует.
2.2. Классическая живописная картина обращена каждый раз к
единичному зрителю, плакат – сразу ко множеству людей.
2.3. В отличие от произведения классического искусства, плакат
анонимен, сведения об его авторстве никак не влияют на восприятие содержания.
2.4. Со стороны восприятия: плакат предназначен
для быстрого схватывания, тогда как изображение в классической модели искусства
обычно интригует, втягивая зрителя в процесс рассматривания и раскрытия
смысла.
3. Суммарно
все эти и другие отличия проистекают из цели, ради которых создаются политические
плакаты: быстрое формирование однозначного и интенсивно эмоционального
отношения к факту, событию, персонажу и т.п. Существует
стратегия, обеспечивающая достижение такой цели. Она основана на привлечении
актуального зрительского опыта, обеспечивающего узнавание изображенного и
перенос существующего устойчивого отношения зрителя к определенным объектам на
те, которые помещены в фокус плакатного содержания. См., например, плакат
времен Великой отечественной войны «Родина-мать зовет!»
5.
Многотиражность является одним из условий успешного действия плаката. В
современных условиях – с учетом сетевых возможностей Интеренета – плакат
престал быть предметом преимущественно уличной инсталляции. Но виртуальная
среда распространения пока лишь в малой степени отразилась на основных эстетические
свойствах, выработанных для «реального» политического плаката. Ср.,
интернет-плакат «Совок» – там».
5. Вывод.
Исследование коммуникативных свойств политического плаката позволяет увидеть в
нем пример постклассического искусства, соответствующего эпохе массовых обществ
и массовой культуры.
-----------------------------------
М. Найдорф. Очерки современной
массовой культуры. - ВМВ:Одесса, 2013, с. 169 сл.
Опубликовано: "Політика і філософія. Долі мистецтва в XXI столітті". Матеріали міжнароджної конференції 16-18 вересня 2914 року. Одеса. - с. 43-44.
Комментариев нет:
Отправить комментарий