пятница, 26 сентября 2014 г.

ПЛАКАТ НА ГРАНИ ИСКУССТВА И ПОЛИТИКИ. Тезисы


ПЛАКАТ НА ГРАНИ ИСКУССТВА И ПОЛИТИКИ
Найдорф Марк Исаакович,канд. филос. н., доцент, Одесса, ОНПУ

1.  Употребляя слово «искусство», мы не всегда имеем в виду одно и то же его значение. В каких-то случаях это слово указывает на высокое ремесло, сложный навык, ловкость рук, например, искусство плетения корзин. Иное дело, «искусство» как особый вид знаковой деятельности. Впрочем, границы искусства в этом втором его значении тоже размыты. Искусство политического плаката может служить тому примером.

2.  Многое роднит политический плакат с классическим искусством. Например, для создания визуальной информации требуется специфическая техника, которая во многом происходит из практики классического искусства. Но есть и весьма важные различия. Перечислим некоторые.
2.1. В отличие от искусства классической модели, (Найдорф, 2013) плакат не нацелен на познание мира (хоть бы и специфическими, образными средствами): плакат прежде всего информирует.
2.2. Классическая живописная картина обращена каждый раз к единичному зрителю, плакат – сразу ко множеству людей.
2.3. В отличие от произведения классического искусства, плакат анонимен, сведения об его авторстве никак не влияют на восприятие содержания.
2.4.   Со стороны восприятия: плакат предназначен для быстрого схватывания, тогда как изображение в классической модели искусства обычно интригует, втягивая зрителя в процесс рассматривания и раскрытия смысла. 

3. Суммарно все эти и другие отличия проистекают из цели, ради которых создаются политические плакаты: быстрое формирование однозначного и интенсивно эмоционального отношения к факту, событию, персонажу и т.п. Существует стратегия, обеспечивающая достижение такой цели. Она основана на привлечении актуального зрительского опыта, обеспечивающего узнавание изображенного и перенос существующего устойчивого отношения зрителя к определенным объектам на те, которые помещены в фокус плакатного содержания. См., например, плакат времен Великой отечественной войны «Родина-мать зовет!» 

5. Многотиражность является одним из условий успешного действия плаката. В современных условиях – с учетом сетевых возможностей Интеренета – плакат престал быть предметом преимущественно уличной инсталляции. Но виртуальная среда распространения пока лишь в малой степени отразилась на основных эстетические свойствах, выработанных для «реального» политического плаката. Ср., интернет-плакат «Совок» – там».

5. Вывод. Исследование коммуникативных свойств политического плаката позволяет увидеть в нем пример постклассического искусства, соответствующего эпохе массовых обществ и массовой культуры.
 -----------------------------------

М. Найдорф. Очерки современной массовой культуры. - ВМВ:Одесса, 2013, с. 169 сл.

Опубликовано: "Політика і філософія. Долі мистецтва в XXI столітті". Матеріали міжнароджної конференції 16-18 вересня 2914 року. Одеса. - с. 43-44.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий