вторник, 23 ноября 2010 г.

М. И. Найдорф. К вопросу о ритуальной функции оперного спектакля
в русской придворно-аристократической культуре александровского времени (тезисы доклада 12-07-93)


I. Употребление понятия "ритуал" за пределами традиционной для него сферы, связанной с первобытным мифологизмом, отражает осознание того факта, что ритуал, как и многие другие культурные механизмы, открытые и изученные на материале раннекультурных обществ, сохранил свою регулятивную функцию в обществах с высокой степенью цивилизованности. Для описания феноменов ритуальности в этих последних мы расширительно толкуем понятие "ритуал" как устойчиво повторяющиеся коллективные действия, которые не вызваны непосредственной практической необходимостью, но служат важной цели координации жизни каждого человека с жизнью окружающего его общественного и природного мира. Примерами ритуальности, взятыми из разных культурных эпох, могут служить рыцарские турниры, гражданские панихиды, придворные балы, партийные съезды и другие общественные церемониалы.

2. Каждая культурная эпоха вырабатывает собственную ритуальность, которая часто образует наиболее яркий ряд ее внешних проявлений. Ритуальность придворно-аристократической культуры Нового времени в значительной степени строилась на основе художественной деятельности. Расходы европейских дворов на содержание оперы, балета, на коллекционирование произведений искусства были огромны, они нередко превышали возможности казны, но тем не менее, продолжались именно потому, что эти художественные институты рассматривались одновременно как важнейшие ритуализированные атрибуты просвещенного абсолютизма./1/

3. В истории оперы, возникшей в Италии на рубеже XVI-XVII вв. в форме придворного спектакля, ясно прослеживаются обе ее функции: художественная и ритуальная. Они сложно взаимодействуют, иногда счастливо сочетаясь, но чаще драматически противостоят так, что одна из них подчиняет другую.

Практически это означает, что светский театрал как правило не сосредотачивался единственно на цели художественного восприятия спектакля. "Он для петербургского франта той (т.е. онегинской - М.Н.) поры не только художественное зрелище и своеобразный клуб, где проходили светские встречи, но и место любовных интриг и доступных закулисных увлечений./2/ "Ла Скала - городской салон", - записывал Стендаль в 1816./3/ Можно сказать, что придворный оперный спектакль был своеобразным "сословным собранием", ритуалом самоотождествления придворно-аристократи-ческой среды в целом, символическим выражением принадлежности к свету каждого придворного, наглядной демонстрацией структурированности общества ( ложи-партер-раек).

4. Время Александра I было своеобразной кульминацией и закатом русского просвещенного аристократизма. Кризис оперы, отразивший этот перелом, был осмыслен тогда именно как кризис ее ритуальной функции. В ранней публикации В.Ф.Одоевского " Дни досад" (1823) объект сатиры - завсегдатаи оперы, не понимающие музыки, которою восхищаются из соображений лишь хорошего тона./4/ "В самом же деле большая часть из них умирает со скуки", - замечает персонаж этой сатиры. Но это сигнал того, что ритуальная функция оперного спектакля пришла в упадок.

Гипертрофированной ритуальной функцией "опреры-салона" отличается также образ оперного спектакля александровского времени в романе Л. Толстогно "Война и мир "./5/ Актуальность этой проблемы для Толстого 1860-х годов показывает, что преодолению традиции воспринимать оперный театр в России как придворно-ритуальный институт, начатое в александровскую эпоху, потребовало еще нескольких десятилетий ХIХ века.
______________________
1/ "В 1722-23 построено театральное здание (близ Адмиралтейства). Музыкально-театральные развлечения становятся регламентированными, строго обязательными для высших кругов Петербурга".Музыкальная энциклопедия в 6-титомах, т.З. -М., 1976, с. 227, ст."Ленинград".
2/ Ю.М.Лотман. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин".-Л.,1983, с. 78.
3/ Цит. по: Б. Горович. Оперный театр. -Л.,1987, с. 91.
4/ Цит. по: Т.Н.Ливанова, В.В. Протопопов. Оперная критика в России. – Т.1, вып.1.,с. 108.
5/ См. об этом: А.Гозенпуд. Наташа Ростова на оперном спектакле. В сб.: А.Гозенпуд. Избранные статьи. Л.-М. 1971.

Комментариев нет:

Отправить комментарий